Шестилетняя ростовчанка стала призёром Первенства Азии по шахматам
17:34
Больше 350 тонн креветок выловили с начала года в Азовском море
15:56
Полиция ищет подростков, стрелявших из оружия в Волгодонске
13:58
О последствиях ночной атаки вражеских дронов рассказал глава Дона
12:14
 В каждой четвёртой квартире поломки и бытовые аварии происходят несколько раз в год 
12:10
"Три струны": представлен звёздный кастинг и первые кадры нового фильма
11:55
От разведки до подбитого Leopard: задачи оператора БПЛА с позывным "Ростов"
10:27
5 ноября в истории: в Ростове построены кинотеатры "Россия" и "Плевен"
09:05
Экскурсионную схему с грубыми ошибками нашли на Крепостной горе в Ставрополе
4 ноября, 18:05
Зеленый Lamborghini вылетел на тротуар в центре Ставрополя
4 ноября, 16:05
Гигантского древнего медведя нашли на Ставрополье
4 ноября, 14:05
На Дону назвали 1,5-тысячную молодую семью 2025 года
4 ноября, 12:08
"Три струны": звёздный кастинг и первые кадры нового фильма Ольги Акатьевой
4 ноября, 11:05
Ночью силы ПВО уничтожили БПЛА в Чертковском и Шолоховском районах
4 ноября, 10:02
4 ноября в истории: в Ростове-на-Дону создали трест "Южтрубопроводстрой"
4 ноября, 09:05

От разведки до подбитого Leopard: задачи оператора БПЛА с позывным "Ростов"

О своём боевом пути и об особенностях работы в зоне СВО рассказал командир отделения 68-го разведывательного батальона
Извилистая дорога оператора "Военный вестник Юга России"
Извилистая дорога оператора
Фото: "Военный вестник Юга России"
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Stavropol.Media, 5 ноября. Дроны изменили современное поле боя. О своём боевом пути и об особенностях работы в зоне СВО рассказал командир отделения операторов ФПВ-дронов 68-го разведывательного батальона 20-й гвардейской мотострелковой дивизии "Южной" группировки войск с позывным "Ростов". За свою доблестную службу он награждён медалью "За отвагу".

С холодной головой

Сегодня области применения БпЛА самые разнообразные: от разведки и патрулирования местности до выполнения точечных операций по поражению противника или сопровождения штурмовых подразделений во время работы. Применяют дроны настолько часто, что каждый солдат, будь то новобранец или опытный военнослужащий, знает, насколько опасны "механические птички" и как с ними бороться.

— Как оператор ФПВ-дронов я отвечаю за уничтожение живой силы, техники и укреплений противника. Во время работы стараюсь убрать эмоции и остаться бесчувственным. Чтобы действовать на холодную голову, без лишних мыслей. По моему опыту — так легче справиться с задачей. И когда работаешь, чтобы была тишина: ты, затаив дыхание, вглядываешься в экран, стараясь заметить в сливающемся зелёном пейзаже движение. Ещё очень важно, как человек справляется со страхом. Со временем многие учатся спокойнее реагировать, но в первый раз, когда слышишь прилёты, или детектор показывает, что противник совсем рядом, это сложно спокойно воспринимать. И тут очень помогают более опытные товарищи. Они не только себя держат в руках, но и могут контролировать также остальных. Важно научиться правильно оценивать ситуацию и принимать спокойные решения, уметь взять в руки себя и привести к этому же состоянию свой коллектив.

Путь к дронам

Сам "Ростов" из семьи военнослужащего, а потому он ещё с раннего детства знал, что рано или поздно попадёт в армию.

— Хотел пойти учиться на офицера, поступить в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, но травмы не позволили. В итоге уехал учиться в Астрахань морскому делу. Потом началась спецоперация, и я принял решение подписать контракт. Конечно, понимал, что иду не на прогулку и что будет непросто. Но, поразмыслив, я понял, что здесь буду намного полезнее, чем на "гражданке". Забрал документы из колледжа, и в военкомате города Шахты меня сначала отправили пройти службу по призыву.

Так "Ростов" стал радиотелефонистом в 68-м батальоне в Волгограде. Через десять дней службы по призыву ему исполнилось 19 лет.

— Потом подписал контракт, и меня поставили на должность разведчика-связиста. Недели через две к нам в подразделение приехал командир взвода БпЛА лейтенант "Сава". Он предложил мне стать оператором. Я очень сильно загорелся этим желанием и уехал с ним. На следующий день уже убыл на позицию обучаться азам профессии. "Сава" объяснил, рассказал, показал, как нужно работать. Благодаря его помощи я очень быстро приспособился. Потом — первая задача. Меня отправили к более опытному оператору. Обычно же, когда новенький, ещё ни разу не взлетавший на боевых дронах, приходит — начинается паника. У меня получилось так, что товарищ пошел разворачивать антенны, а я сам взял пульт и просто взлетел. Ещё особо не понимал, как ориентироваться, терялся немного в пространстве.

— Вижу, как по дороге рядом с окопной линией идёт штурмовая группа противника, — продолжил рассказ "Ростов". — В один момент они спрятались в окопе. Сложно сказать, случайно ли это получилось или сказалась подготовка на полигоне, но я отработал сбросом прямо в окоп. Потом полетели досматривать — двоих сразу положил, одного ранил, а оставшаяся группа отступила. Так довольно результативно прошёл мой первый вылет. Однако мы в основном работали на разведывательных дронах, на "мавиках". Во время задач сопровождали наши штурмовые группы, корректируя их действия с воздуха. Иногда по необходимости сбрасывали гранаты на противника, чтобы любым способом оказать поддержку.

Со временем области применения дронов расширялись, и их всё активнее использовали в бою. Качество связи росло, и дроны летали на всё большие расстояния и уже нарушали привычную работу подразделений.

Первое ранение

Работая с товарищами, "Ростов" преодолевал самые разные испытания. И один раз, когда операторы сопровождали штурмовую группу недалеко от Курахово, их засёк противник.

— Нас обнаружила вражеская "птичка" и атаковала, сбросив гранаты ВОГ. Троих ранило. Меня посекло осколками по правой стороне, но ничего особо серьёзного. За пару недель я восстановился, и потом меня отправили учиться работать на ФПВ.

Так "Ростов" ещё глубже погрузился в изучение БпЛА и стал заниматься их использованием.

— На ФПВишках у меня появилась большая мобильность. К тому же мы в основном уничтожаем точечные цели, и здесь я сам чувствую, как сильно помогает моя работа. Ведь если мы сожгли танк, значит, он не смог доехать до точки и навредить нашим товарищам. Техника не смогла довести боекомплект, и у противника закончились патроны. И уничтоженная "Баба-яга" — это тоже ещё один спасённый солдат, а, может, и несколько.

Среди самых разных ситуаций, с которыми сталкиваются операторы БпЛА, есть и те, в которых нужно противостоять не наземным, а воздушным противникам, так называемые небесные бои.

— В основном это бывает, когда операторы ночью наблюдают за действиями врага. В это время в небе появляются массивные гексокоптеры ВСУ, такие, как "Баба-яга" или "вампиры". Зачастую они тащат тяжёлые гранаты, чтобы навредить нашим товарищам, но из-за своей массивности они довольно громкие и относительно медленные, а потому мы на ФПВ можем их поймать и уничтожить. Однако в основном мы находили их, когда наш дрон уже был в воздухе, летел отработать по цели и на ходу пересёкся с дроном противника. И многое здесь зависит от внимательности. Так как на малых дронах зачастую сигнал послабее и картинка не очень, то бывает (если не на задаче), что после неё при просмотре записи можно заметить несколько пикселей и, опираясь на опыт, понять, что это за дрон.

— А один раз, когда я работал на Кураховском направлении, произошёл непростой случай. Мы перехватили рацию противника и услышали, как они передают координаты именно нашего блиндажа, а в ответ — "готовимся нанести авиаудар". Мы срочно стали менять дислокацию и укрываться в другом блиндаже. Однако нашей работе это не помешало, и за месяц трудов мы уничтожили порядка шестидесяти антенн БпЛА, а каждая антенна — это как минимум один не долетевший до цели дрон противника. Когда наш сигнал был достаточно сильным, мы залетали дроном в сам блиндаж и уже уничтожали операторов ВСУ.

Награда

Внимательность и концентрация на работе стали залогом успеха "Ростова". Так он и пришёл к своей первой награде.

— На Кураховском направлении выкатывался вражеский Leopard и стрелял по нашим укреплениям. Ночью мне удалось поймать его. Ударил один дрон — едет, второй — едет. Третьим дроном я догнал, попал в двигатель и остановил его. Связь там у нас хорошая была, поэтому за ночь по нему ещё одиннадцать–двенадцать штук всадили, чтоб уж наверняка. Вот после этого я получил медаль "За отвагу".

— Опираясь на свой опыт, могу сказать, что из раза в раз ВСУ совершают одни и те же ошибки. Что на Кураховском направлении, что на нынешнем: как только наше подразделение отбивает часть населённика, они, особо не задумываясь, выкатывают тяжёлую технику, пытаясь отбить наш накат (без подготовки позиций или предварительной разведки обстановки), и в эти моменты мы их уничтожаем дронами. К примеру, заходили наши штурмовики в Антоновку. Операторы другой группы выставили высотный наблюдательный дрон Zala для предупреждения любых выпадов со стороны ВСУ, благодаря чему мы заранее узнали — на нас выехал танк. На трассе организовали засаду и отработали по башне танка ФПВишкой. Он сразу передумал ехать на задачу и скрылся. После этого наши штурмовики, сохраняя инициативу, стали активно продвигаться по населённому пункту Антоновка.

Пополнение

Одно из наиболее важных занятий "Ростова" — подготовка новобранцев.

— У меня во взводе сейчас немало ребят, которых я сам обучал, вместе с ними выполнял их первые задачи и доводил основные принципы работы. К обучению новобранцев мы подходим основательно, есть также методичка, в которой собраны инструкции ко всем образцам техники противника: куда поразить, как бить, как быстрее остановить. Есть симулятор, на котором новобранцы изучают операторское дело. Там можно понять принцип полёта дрона. После начинается активная работа на полигоне. Берём боевые дроны, снаряжаем их зарядами (сначала без средств инициации боекомплекта). Ребята отрабатывают по условному укреплению или макету техники. Также есть аналитический отдел, который собирает видео товарищей, работающих на позиции. Мы берём материалы, пересматриваем, изучаем ошибки и показываем, на что важно обратить внимание.

И обучение не проходит даром.

— Очень много толковых парней сейчас в нашем подразделении. Я лично обучал товарищей с позывными "Сид", "Гуф", "Каша". У них всё очень хорошо получается, и могу сказать, что мы уже давно работаем на одном уровне. В нашей профессии главное, чтобы было желание работать. Если есть желание, у тебя всё всегда получится. И я понимаю, насколько это важно и сколь сильно помогает, потому что сам прошёл через ситуации, когда из-за интенсивности боёв или из-за ранений расчётов почти не остаётся, и приходится работать без перерывов.. И здесь каждый новый пилот на вес золота. Потому что, когда больше людей, нагрузка распределяется, появляется больше времени на обучение новичков, на отдых. Меня очень радует, когда обучаешь человека и чувствуешь, что вот он уже сам задачи выполняет.

Недавние задачи

Вот уже почти два года "Ростов" работает оператором, из них год — на ФПВ. Его командир "Сава" со временем ушёл на повышение. Так и получилось, что теперь уже он стал самым опытным оператором во взводе.

На данный момент взвод БпЛА вместе с "Ростовом" выполняет задачи по изоляции районов, в которых сидит противник.

— При помощи дронов уничтожаем их технику, средства связи (антенны и ретрансляторы), блиндажи. Однако бывают и цели побольше. Один раз, когда мотострелковый полк освобождал населённый пункт, по нашим штурмовикам периодически наносил удары танк. Дроном мы его уничтожили, а штурмовики захватили в плен их механика-водителя: тот выдал, где находится стоянка техники... Запустили наблюдательный дрон, и в ходе разведки на указанных координатах нашли скопление машин. В тот день за три-четыре часа мы уничтожили шесть танков одним расчётом!

На нынешнем направлении так же были ситуации, когда работа операторов помогла в продвижении штурмовых групп.

— При штурме Тарасовки противник предпринимал попытку закатить на позиции три танка. Один из них мы остановили ещё на выезде из Константиновки, а второй уничтожили в Новооленовке...

Вспоминая свои задачи, "Ростов" рассказал, что за год работы оператором ФПВ он уничтожил порядка 10 артиллерийских орудий, 40 ББМ, 150 антенн, около 18 танков, 400 единиц легковой техники и множество блиндажей, которые сосчитать довольно сложно, так как в среднем в день уничтожалось до 10 штук.

В будущем "Ростов" планирует развиваться в полюбившейся сфере.

— Сейчас БпЛА активно развиваются. Каждый день дроны летают всё дальше, у них всё больше частот и противостоять им всё сложнее. Поэтому я хочу продолжать углубляться в эту сферу. Тем более что для такой специальности особенно важен личный опыт работы и знания, проверенные временем. Закончу колледж, а затем стану уже офицером.

Материал подготовлен газетой "Военный вестник Юга России" (12+). Автор статьи: Филипп Харченко.

232709
60
148