Центральная проходная завода в 1977 году
Фото: Госархив Ставропольского края

От пулемётов для фронта до станков на экспорт: история завода "Красный металлист" в Ставрополе

Как одно из первых чугунолитейных предприятий Юга России исчезло с промышленной карты страны

Бизнес

16.08.2025

Основанный в 1902 году ставропольский "Красный металлист" — один из старейших на юге России чугунолитейных механических заводов. Взрослее, пожалуй, есть только в Новочеркасске (1880) и ныне украинском Харькове (1900). В историческом центре Ставрополя предприятие просуществовало без малого 110 лет, пережив две мировые войны, Октябрьскую революцию, национализацию и перестройку, но сдавшись под натиском постсоветских реформ и рыночной экономики. О том, как один из станкостроительных флагманов региона превратился в жилой комплекс — в материале ИА Stavropol.Media.

Первую продукцию на ставропольском предприятии выпустили 6 ноября (19 ноября по новому стилю) 1902 года. Эту дату можно считать днём рождения завода, который изначально принадлежал немецкому инженеру Адольфу Шмидту и его компаньону, российскому купцу Александру Рудневу — собственнику участка земли. 

1 / 2

В дореволюционные годы о станкостроении владельцы не задумывались — были ориентированы на товары широкого потребления. К примеру, для нужд сельского хозяйства завод "Адольфа Шмидта и Ко" изготавливал плуги, молотилки, косилки, сеялки. Для состоятельных городских жителей — предметы интерьера и быта. В частности, кухонную утварь, подсвечники, канделябры, решётки для каминов, скамейки, фонари, печное литьё. 

1 / 3

Не забывали владельцы и о довольно прибыльном направлении — выпуске оградок и крестов для похорон. Из относительно крупного производства в номенклатуре числились маслобойные и черепичные прессы, котлы для локомобилей, приводные кузнечные молоты, инструменты для глубокого бурения.

Госархив Ставропольского края

Дореволюционная история завода "Красный металлист". Фото: Госархив Ставропольского края

Завод выполнял и другие заказы, в том числе не самые простые. К примеру, в 1909 году поступила заявка на изготовление по готовым чертежам золотодобывающей драги — землечерпальной машины с промывающей бочкой и элеватором для отделения пустой породы. До этого такие аппараты делали в Голландии и на Путиловском заводе Петербурга.

Снаряды Первой мировой и предреволюционные прогулы

В годы Первой мировой войны завод перепрофилировал производство под нужны царской армии. В цехах начали делать комплектующие для артиллерии, чугунные корпуса для мин.

При этом рабочих рук не хватало — многие ушли на фронт, их место заняла неопытная молодёжь. Пришлось организовать на производстве курсы подготовки. Требовались формовщики, слесари, литейщики, токари, шлифовщики.

Предприятие развивалось, строились новых корпуса. В 1917 году детище немецкого инженера получило название "Трансмиссионный чугунолитейный, механический и котельный завод Адольфа Шмидта и Ко".

В этом же году начались первые волнения, вероятно, связанные с общим недовольством рабочего класса политической обстановкой в стране. В марте 1917-го Адольф Шмидт подготовил письмо в Ставропольский губернский комитет общественной безопасности с просьбой сообщать о нарушениях распорядка на заводе, чтобы избежать "нежелательных пререканий". В напечатанном на машинке документе пером есть дополнение: "8 марта ночная смена не вышла на работу, 9 и 10 марта — работа была прервана".

Сыновья по разные стороны баррикад и смерть Адольфа

Пятилетка Гражданской войны далась семье основателя завода нелегко. У Адольфа было трое сыновей. Георгий воевал на стороне красных и погиб в 1920 году под Екатеринбургом. Александр был за белогвардейцев и пропал без вести в это же время. Старший сын Николай в 1919 году попал в плен на Кавказе, но сбежал. Отец ездил его спасать и по дороге подхватил холеру. Лечился в Минеральных Водах, но умер от последствий болезни 23 июля 1919 года.

1 / 2

Завод продолжал свою деятельность. В начале 1920-х под названием "Первый механический и чугунолитейный завод". Предприятие национализировали и 7 ноября 1921 (по другим данным 1922) года переименовали в "Красный металлист". 

С 1924 года — станкостроительный завод. В цехах производят станки по металлу, позже — по дереву. Освоить выпуск помогает оборудование, которое Адольф Шмидт закупал для своего детища в Германии.

Ставропольский государственный музей-заповедник

Завод "Красный металлист" в 1927 году. Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник

Вскоре территория завода значительно увеличилась. К 10-летию Октябрьской революции, в 1927 году, торжественно открыли новые цеха. А с 1930 года в них наладили серийный выпуск токарных станков по дереву, которые поставляли даже в Турцию. Это были первые международные заказы.

Несмотря на мирное время завод продолжал катить по военным рельсам. До 1939 года "Красный металлист" не только выпускал металлорежущие, деревообрабатывающие станки, но и специальное оборудование для калибровки артиллерийских гильз и утряски пороха в гильзах по заказу Народного комиссариата обороны. В 1939 году завод получил особое задание по изготовлению корпусов осколочных мин, их выпуск продолжался до августа 1942-го.

Всё для Победы — в стахановском темпе

Период Великой Отечественной войны стал серьёзным испытанием для ставропольского завода. С июня 1941-го по август 1942 года предприятие специализировалось на производстве 82-мм батальонных миномётов для Главного артиллерийского управления Красной армии и пистолетов-пулемётов ППШ.

Согласно докладным запискам директора в Крайком ВКП(б) "Красным металлистом" в первые дни декабря 1941 года было изготовлено 22 тысячи боеприпасов. Среднесуточная норма изготовления военной продукции на заводе составляла 1072 единицы. Перед отправкой вся продукция проходила испытания на качество по химическому анализу.

Завод располагался на двух площадках, удалённых друг от друга примерно на 500 метров, где функционировали 31 здание и 248 единиц технологического оборудования. Коллектив насчитывал 1460 рабочих. В августе 1942 года немецкие войска оккупировали город Ворошиловск (ныне Ставрополь), нанеся заводу серьёзный ущерб — разрушения начались с авиабомбардировок 3 августа.

Оккупанты вывезли с предприятия большую часть оборудования, а цеха превратили в гаражи. Несмотря на это, на заводе оставалось около 120 человек, которые выполняли ограниченный объём работ — изготавливали окопные печи, домкраты и некоторые мелкие детали. При отступлении немцы полностью уничтожили станкостроительное производство завода, оборудование, инструменты и документацию на сумму более 8 млн рублей.

Ставропольский государственный музей-заповедник

Вид разрушенного здания завода "Красный металлист" в 1943 году. Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник

С января 1943 года "Красный металлист" входил в состав Народного комиссариата минометного вооружения СССР и непосредственно подчинялся второму Главному управлению НКМВ, находящемуся в Москве. Заводу был присвоен №764.

К февралю-марту 1943 года директор завода Александр Дроздков докладывал о катастрофическом положении: в распоряжении оставалось всего несколько транспортных средств и 78 рабочих. Ключевые квалифицированные кадры были эвакуированы в Тюмень на заводы №762 и №766, либо ушли на фронт.

Тем не менее уже к 1 июня 1943 года началась активная реконструкция: было отремонтировано 47 единиц оборудования, восстановлены электростанция, литейный цех, склады, модельный цех, системы водо— и газоснабжения, а также столовая и общежития. Восстановительные работы отличались выдающейся инициативой и высокими трудовыми показателями — рабочие регулярно перевыполняли нормы на 150–250%.

С середины 1943 года завод получил заказ на производство корпусов фугасных авиабомб ФАБ-50, а с конца 1944 года — корпусов 160-мм мин для Красной армии. За успехи в выполнении государственных оборонных заказов предприятие вошло в число передовых в стране. Директор Александр Дроздков был награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью "За оборону Кавказа" за организацию эвакуации и поддержку фронтовых частей. Многие сотрудники получили государственные награды за трудовой героизм и вклад в оборону.

Как Горбачёв с завода в ЦК КПСС попал

С 5 апреля 1946 года Ставропольский завод №764 Народного комиссариата минометного вооружения СССР вновь был переименован в завод "Красный металлист" Министерства машиностроения и приборостроения.

В память о работниках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, на территории завода "Красный металлист" установили мемориал славы.

На протяжении последующих десятилетий это был один из лучших заводов страны по изготовлению деревообрабатывающих станков, завоевавший призы и награды на российских и международных выставках.

Наибольшее развитие завод получил в 1970-е годы. У предприятия появилось собственое конструкторское бюро. Объем производства был увеличен на 64,5% и достиг 52,6 млн рублей. Трем рейсмусовым станкам был присвоен государственный Знак качества. Завод неоднократно награждался почетными дипломами международных выставок, а три его станка удостоены золотых медалей на Лейпцигской ярмарке. Продукцию поставляли в 38 (по другим данным в 56) стран.

В 1977 году, к 200-летию Ставрополя и 75-летию завода, выпустили стотысячный станок.

В мае 1978 года предприятие в Ставрополе посетил один из руководителей Политбюро Михаил Суслов. С ним был уроженец Ставрополья, будущий генсек СССР Михаил Горбачев. Имено Суслов в 1978 году поддержал перевод в Москву на тот момент первого секретаря Ставропольского обкома Горбачёва на пост секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству.

Ставропольский государственный музей-заповедник

Михаил Суслов с рабочими завода "Красный металлист" в 1978 году. Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник

Распада СССР сказался на благополучии завода — нет государственных заказов, нет денег. Деятельность стали потихоньку сворачивать. Руководство пыталось изменить номенклатуру под нужды современного потребителя. В частности, начали выпускать пластиковые окна, но ничего не вышло.

Завод погряз в долгах, в том числе по зарплате. В 2005 году невыплаты перед сотрудниками превысили 5 млн рублей (по ценам тех лет). Предприятие заклестнули волны сокращений. За год кадровый состав сократился на 25% — с 800 до 600 человек. Были и митинги рабочих, и многочисленные иски руководства в арбитражный суд. В итоге в 2008-м завод признали банкротом, а два года спустя продали через аукцион.

Закрытое акционерное общество "Красный Металлист" ликвидировано 16 марта 2012-го. В этом же году право пользования земельным участком перешло в другие коммерческие руки.

После исчезновения юридического лица на территории завода дважды возникали большие пожары, а в 2013 году начали сносить его корпуса. Работы продолжались вплоть до 2019 года, а следом, когда юридические лица получили разрешение на строительство, стартовала застройка квартала.

Теперь на территории бывшего завода "Красный металлист" расположен жилой комплекс с таким же названием. Кроме многоэтажных домов там строят социальные объекты — детский сад, школу.

1 / 2
232709
Бизнес