Ростовчанка Олеся Акинина — профессиональная артистка балета, преподаватель классического танца в Ростовском колледже культуры и художественный руководитель собственной балетной школы. Корреспондент ИА NovostiRostov поговорила с Олесей о том, зачем балетному педагогу быть строгим и нежным, почему без любви ничего не работает, и как воспитать будущего артиста с нуля, и почему педагогика требует не меньше страсти, чем сцена и что помогает детям полюбить танец по-настоящему — без принуждения и шаблонов.
Она держит спину прямо, даже когда просто сидит за столом. Движения — мягкие, но точные, будто за кадром ее жизни всегда звучит музыка.

Олеся Акинина: Танец для меня - это, наверное, все. Фото: из личного архива Олеси Акининой
Олеся Акинина — не из тех, кто оказался в профессии случайно. Её путь к балету начался в три года, со спортивной гимнастики. А в шесть она впервые вошла в балетный класс — и влюбилась навсегда.
"Посмотрите, как она ножки складывает"
На вопрос сколько лет она в балете, Олеся задумывается — и вдруг улыбается: “С самого рождения”. Оказывается, когда она появилась на свет и акушерка впервые взяла малышку на руки и сказала матери: "У вас родилась балерина". Когда мама девочки спросила, как она это поняла, акушерка повернула малышку и сказала: “Да вы только посмотрите, как она ножки складывает!”
Идея о дочери-балерине с тех пор родителей не отпускала. В три года они отдали Олесю в спортивную гимнастику — уже тогда у неё были хорошие физические данные, и девочку всерьёз рассматривали как кандидата в школу Олимпийского резерва. А когда Олесе исполнилось шесть, её перевели в ростовскую Школу искусств. Там она впервые встала к балетному станку — и с тех пор уже точно знала, что это навсегда. Акушерка как в воду глядела.
Десять лет Олеся училась классическому танцу и танцевала в своем первом самодеятельном коллективе. В 16 лет она поступила в Ростовский колледж культуры на отделение хореографии и начала выступать уже с профессиональным коллективом. После — переехала в Санкт-Петербург, где поступила в Университет культуры и искусства и стала учиться на педагога-хореографа.

Олеся Акинина: Артист балета должен иметь сильный внутренний стержень. Фото: из личного архива Олеси Акининой
Девушка работала в ансамбле песни и танца "Звезды Санкт-Петербурга", который давал до 64 концертов в месяц. Параллельно — учёба, второй коллектив, ещё и преподавание. Её график больше напоминал хореографическую вахту, чем студенческую жизнь. После вуза и десяти лет артистической работы выбрала педагогику — и вернулась в Ростов-на-Дону, чтобы учить детей классическому танцу.
"Без любви ничего не получится"
— Олеся, какие у вас самые первые воспоминания о балете?
— Это воспоминания о моем педагоге. Именно она влюбила меня в балет. Мне было тогда шесть лет. Мы занимались каждый день, у нас были репетиции по выходным, концерты, конкурсы — и всё это она проводила в такой невероятной атмосфере, что не влюбиться было невозможно. Есть педагоги, которым дано преподавать от Бога. Мне повезло — мой первый педагог была именно таким. Галина Евгеньевна училась у великого педагога и балетмейстера Леонида Сергеевича Давыдова, и сама преподавала на максимум. Я, наверное, просто впитала её подход. Она была для меня авторитетом, на которого хотелось быть похожей. И всё, что она вложила в меня, я до сих пор взращиваю в своих учениках.

Олеся Акинина: Привлечь детей в творческую среду достаточно тяжело. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— А что она вложила? Что вы взращиваете?
— Любовь. В первую очередь — любовь к танцу. Второе — трудолюбие. Потому что в нашей профессии без труда невозможно вообще существовать. Это очень тесно связано: любовь, труд и желание. Желание, которое не должно погаснуть. Мой педагог был достаточно сложной личностью. И психологически давила, и поддерживала, и наставляла. И так получилось, что я взяла от нее всё, что было возможно. И точно так же я пытаюсь это транслировать на своих учеников.
— В фильмах о балете педагоги всегда очень жесткие, требовательные, кричат на детей, ломают психику. Это действительно так в жизни?
— Очень часто да. Ведь для того, чтобы сформировать сильную личность, нужно быть самому очень сильным и властным. Ведь для того, чтобы сформировать сильную личность, нужно быть самому очень сильным и властным. А если преподаватель слабый или неуверенный — ученики у него будут такие же. А это недопустимо. Артист балета должен иметь сильный внутренний стержень. Иначе он всегда будет на второстепенных ролях. Если ты хочешь, чтобы твой ученик вырос в солиста, чтобы у него сложилась карьера, то нужно, чтобы он был сильной личностью, чтобы у него были амбиции. Поэтому очень часто педагог практически заново формирует личность своего ученика. Закладывает в него эти амбиции и волю. Тогда ученик сможет подняться и впоследствии стать невероятным артистом.

Олеся Акинина: Каждый год с новыми детьми приходится придумывать новое. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— А как это сочетается с любовью к балету? Разве можно заставить полюбить насильно?
— Заставить полюбить насильно невозможно. Но можно создать такую атмосферу на занятиях, в коллективе, что хочешь не хочешь, а ребенок все равно вольется и без этого не сможет. Со временем он все равно полюбит балет. Только обязательно необходимо, чтобы родители его поддерживали, и тоже были готовы вкладываться в этот процесс эмоционально и материально. Треугольник: преподаватель — родитель — ребенок действует очень хорошо. Если родитель понимает, слышит, поддерживает и меня, и ребенка — тогда в совокупности можно сдвинуть горы.

Олеся Акинина: Балет дает возможность окунуться в сказочный мир. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— У вас есть какие-то свои приемы для детей? Для того чтобы они распробовали танец, почувствовали к нему то, что чувствуете вы?
— Ребенку надо давать уверенность в его профессионализме. Даже если у него не получается. Чем больше у него будет попыток, тем быстрее мы придем к результату. Но он не будет стараться, если не чувствует уверенности в себе и своих силах. Педагог должен окрылять. Если есть ощущение того, что я будто поднимаю руки и помогаю ребенку взлететь, если он это почувствует — а они это чувствуют — вот тогда можно действительно раскрыть в ребенке потенциал.
— Ваша собственная любовь к танцу — она какая? На чем строится? Что для вас танец?
— Сложный вопрос... Танец для меня — это, наверное, все. Чем больше занимаюсь этим, тем больше понимаю что влюбляюсь в эту профессию. И в балет, и в педагогику. И с каждым годом чувствую, что преподаю иначе, нахожу свои принципы, уловки для того, чтобы развить ребенка. Сейчас дети настолько разные, загруженные всем этим современным видением... И привлечь их в творческую среду достаточно тяжело. Вытащить их из телефонов, компьютеров безумно сложно. А вот грамотно сочетать — возможно. Эту тонкую ниточку потерять нельзя.

Олеся Акинина создала свою школу и воспитывает будущих звезд балета. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— То есть, педагогика, это такая исследовательская ниша для вас?
— Да, да! Каждый год с новыми детьми приходится придумывать новое. Потому что все старые основы, которые были мной уже сформированы, могут на них не действовать.
— За что вы любите балет?
— За сказку. Сказка не очень часто встречается нам в жизни. Мы всё строим своими руками: счастье, быт, подарки детям. Всю жизненную структуру выстраиваем своими руками. А балет дает возможность окунуться в сказочный мир. В то пространство, где добро побеждает зло. Где торжествует справедливость. Есть в нем легкость, невесомость, совершенство, высокие идеалы — все то, чего не хватает в нашей обыденной жизни. Это тот мир, в котором я могу себя чувствовать самой собой. Это мое пространство, в котором мне комфортно. Каждый выбирает себе профессию по любви. Вот я — только по любви. И замуж по любви. И детей по любви. И балет по любви. Потому что без любви вообще ничего не может существовать.

Олеся Акинина: Я люблю балет за сказку. Фото: из личного архива Олеси Акининой
"Моя миссия — продолжение"
— Когда вы учились в университете, были какие-то представления о том, чем заниматься дальше? И совпали ли они с реальностью?
— Я всю жизнь хотела преподавать. Хотя всегда были возможности заниматься балетом профессионально. После колледжа меня брали солисткой в Ростовский музыкальный театр. В профессиональном коллективе в Санкт-Петербурге я тоже была солисткой. Дважды занимала первые места в конкурсе Бориса Брегвадзе. И в университете у меня всегда были лучшие партии.

Олеся Акинина: Без любви вообще ничего не может существовать. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— Очевидно, что после университета, у вас был выбор: продолжить карьеру как артистка балета, либо уйти в педагогику?
— Да, меня пригласили в театр балета имени Леонида Якобсона в Санкт-Петербурге. Я даже пришла на стажировку, была всего одна репетиция — и меня сразу поставили в корифеи. Корифей — это тоже достаточно неплохо, потому что из корифея подняться в солисты — один шаг. Есть солист, который ведёт партию от начала до конца. А есть, к примеру, подружки или друзья солиста, которые танцуют вдвоём или втроём. Вот это корифеи. А все остальные артисты, составляющие основную массу — это кордебалет.

Олеся Акинина: Я всю жизнь хотела преподавать. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— Почему вы там не остались?
— Я поняла, что мне ближе педагогика. Мне интереснее видеть рост. Видеть, как ребёнок меняется, становится артистом. Мне нравится это состояние, когда ты вкладываешь и потом видишь результат. Это и есть моё. Наверное, поэтому я всегда преподавала. Еще учась в Ростовском колледже на втором курсе, в 17 лет я набрала первый коллектив малышей и занималась с ними. А преподавать я начала, когда мне было 7 лет — летом, в деревне у бабушки. В 6 часов утра собирала деревенских детей, и мы бежали к речке, где сначала купались, а потом я занималась с ними хореографией до обеда. А серьезно начала преподавать уже в училище, и в университете у меня тоже был свой коллектив. Потом я решила вернуться в Ростов и полностью посвятить себя педагогике.

Олеся Акинина: Ребенку надо давать уверенность в его профессионализме. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— С какой целью вы возвращались в Ростов?
— У меня уже на тот момент была семья, младший сын только родился, и ростовский климат для детей больше подходил, чем петербургский. Поэтому я вернулась и организовала сначала небольшой детский коллектив, а потом уже открыла свою балетную школу, в которой работаю до сих пор. Это мое детище. Это моя любовь, удовлетворение, гордость, результаты. Я преподаю классическую хореографию и партерную гимнастику, а мой муж — современный танец и акробатику. Мы участвуем в региональных, всероссийских и международных конкурсах — и почти всегда становимся лауреатами первых и вторых степеней.
— Муж тоже артист балета?
— Да, мы познакомились, когда я поступала в колледж. Я его сразу заметила, и он меня тоже. Он начал крутить всякие сальто от стены, делать трюки, чтобы произвести на меня впечатление. А я закатила глаза и ушла. И таким образом произвела впечатление на него (смеется). Мы начали встречаться, стали вместе танцевать, а потом уже в Питере поженились.

Олеся Акинина: Балет - пространство, в котором мне комфортно. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— Помимо своей школы, вы также преподаёте в Альма-матер...
— Да, я вернулась педагогом в колледж культуры, который когда-то сама закончила. Там я тоже преподаю классический танец. Это основа. Он и про развитие данных, и про развитие техники. И про то, как передать хореографическое наследие следующим поколениям. Классический танец — целая огромная система. Если дети ее впитывают — на эту базу можно накладывать любую хореографию. И народный танец, и современный, и эстрадный, что угодно.

Олеся Акинина: Я продолжаюсь в своих юных артистах. Фото: из личного архива Олеси Акининой
— Что у вас в планах, что хочется реализовать?
— Мне хотелось бы выпускать не только педагогов, но и профессиональных артистов балета. А вообще моя миссия — это продолжение. Я продолжаюсь в своих артистах в любом случае. И я хочу, чтобы они танцевали, преподавали — возможно, даже возвращались в мою школу педагогами. И чтобы они продолжали нести дальше ту любовь к балету и те ценности, которые я смогла им передать.

Олеся Акинина: Я всю жизнь хотела преподавать. Фото: из личного архива Олеси Акининой
Блиц ответов на вопросы о балете
— Балерины любят поесть. У них колоссальная нагрузка. Если балерина будет есть один салат, она физически не вытянет ни одну партию. Поэтому нужно питаться правильно.
— Балерина может весить 45 килограммов максимум. Лучше 40-42, иначе тяжело партнеру.
— Балерина в условные 45 лет может быть прекрасной пенсионеркой по законодательству.
— Во время фуэте голова не кружится. Потому что это натренированный элемент классического танца. Это надо практиковать — развитие вестибулярного аппарата.
— Если балерину уронил партнер — шоу должно продолжаться. Мы не имеем права остановиться. Даже если артист упал или травмировался, все равно обязан тут же встать и дотанцевать.
— Мой любимый балет "Щелкунчик". Это сказка, где идет борьба добра и зла. И добро, конечно, побеждает. Это мир, где чудо обязательно случается.
В материале использованы фото из личного архива Олеси Акининой