На Дону к 80-летию Победы Центр книжного культурного наследия представит уникальную экспозицию (16+) — книги, пострадавшие во время Великой Отечественной войны. Заместитель директора Донской государственной библиотеки Елена Ломановская рассказала ИА NovostiRostov, что выставка продемонстрирует лишь малую часть ущерба, понесённого учреждением в те страшные годы.
Ростов-на-Дону, сильно разрушенный во время двух оккупаций, потерял около 300 тысяч книг из фондов библиотеки (до 1992 года — Ростовская государственная научная библиотека имени К. Маркса), включая ценные коллекции.
На выставке представят два экспоната, которые получили повреждения от снарядов: книга Василия Воронцова "Крестьянская община" (16+) 1892 года с отверстием от осколка и стенографический отчёт Первого Всеузбекского съезда Советов (16+) 1925 года с рваным отверстием диаметром 25-50 мм, полученным в июле 1942-го. Увидеть их можно будет с 3 по 31 мая в Центре книжного культурного наследия.
Как следует из объяснительной записки директора библиотеки Василия Вейцмана, написанной в 1943 году, до первой оккупации Ростова в ноябре 1941 года ценную литературу отобрали, упаковали и подготовили к вывозу. Даже выделили специальный вагон, но вывезти ценности не успели.
“Раненые” войной издания по-разному влияют на восприятие истории каждого человека.
— У каждого, кто их увидел, будет своё личностное восприятие "раненых" книг и свой взгляд на этот период времени, — считает Елена Ломановская.
До Великой Отечественной войны Донская государственная публичная библиотека была одним из крупнейших книгохранилищ страны. С 1923 года она получала обязательный экземпляр всей советской книжной продукции, а это 3-4 тысячи томов в месяц. К 1940 году фонд составлял уже более 800 тысяч экземпляров. Однако во время бомбёжки перед первой оккупацией Ростова здание библиотеки сгорело, и в огне погибло 230 тысяч томов, включая ценнейшие периодические издания 1918-1935 годов; фонд иностранной литературы и литература на языках народов СССР. К сожалению, документов о спасении книг в архивах обнаружить не удалось, однако, были попытки эвакуации наиболее ценных изданий.
Часть ценных книг вывезли сотрудники Оперативного штаба Розенберга, включая краеведческую литературу и литературу по Кавказу, картографические издания и путеводители. Отчёты оперштаба, касающиеся библиотек Ростова-на-Дону, тщательно изучили, но списки вывезенных изданий и их количество пока не удалось установить.