С самого начала спецоперации — февраля 2022 года — Росавиация закрыла для полетов ростовский аэропорт "Платов", как и ряд других воздушных гаваней на Юге страны. С тех пор Правительство РФ ежегодно направляет средства на компенсацию затрат аэропортам. Накануне подписано распоряжение о том, что еще более 10,5 млрд рублей дополнительно выделят из резервного фонда Правительства для закрытых нене аэровокзалов. Эти деньги должны частично покрыть их затраты в связи с продлением ограничений на полеты. Как в целом складывается обстановка с потоком отдыхающих при закрытых аэропортах на южном направлении — в материале ИА NovostiRostov.
По мнению Инны Литвиненко, доцента Института социальных технологий РГУ и кандидата экономических наук, вопрос о полном закрытии аэропортов в таких городах, как Анапа, Белгород, Воронеж, Краснодар, Брянск, Курск, Симферополь и Липецк не является актуальным и не поднимается к обсуждению.
— Вероятнее всего, необходимые дополнительные деньги будут направлены как на восстановление существующей инфраструктуры, так и на приобретение нового оборудования для повышения безопасности аэропортов, а также на замену устаревшего. Если говорить о восстановлении авиасообщения, то можно с высокой степенью уверенности предположить, что аэропорты в Краснодаре и Анапе будут открыты не ранее конца 2025 года, — поделилась своим мнением эксперт.
Как отметил председатель комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей Вячеслав Плахотнюк, который также является советником РАЕН, отсутствие функционирующего аэропорта — это значительная финансовая нагрузка. Аэропорт не генерирует дохода, но затраты на его охрану и обслуживание сохраняются.
— Управление воздушными гаванями Краснодара и Анапы осуществляется группой частных компаний "Аэродинамика", — говорит эксперт. — Эти проекты коммерческие, и поэтому им предстоит либо столкнуться с банкротством, либо получить финансовую поддержку от государства, которое заинтересовано в их функционировании. Для регионов — это дополнительные поступления из федерального бюджета, которые помогут сохранить ключевые объекты инфраструктуры до более благоприятных времён.
Он уточнил, что в 2021 году в аэропорту Краснодара работало примерно 1500 сотрудников. Сократить квалифицированный персонал несложно, но его восстановление в условиях нехватки кадров представляет серьёзную задачу. И если власти выделяют деньги, то аэропорты в любой момент должны быть готовы к открытию, считает Вячеслав Плахотнюк.
Хотя аэропорты закрыты, желания путешествовать у людей не уменьшилось. Международный аэропорт Сочи продолжает функционировать, а многие пассажиры, использовавшие ранее аэропорт Краснодара, начали использовать воздушную гавань Минеральных Вод как альтернативу.
— В этом году наблюдается рост интереса к внутреннему туризму — темпы не столь стремительны, но рост все же значителен, — заявил Алексей Черепахин, основатель и генеральный директор сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ. — За первые 3 месяца 2023 года количество бронирований на российские курорты в летний сезон увеличилось почти на 40% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Цены, как в 2023, так и в 2024 годах, поднялись на 13-15% в зависимости от направления.
Напомним, после закрытия ростовского аэропорта зимой 2022 года пассажиров призвали использовать автобусные и железнодорожные маршруты, а также рассматривать для полетов других варианты — аэропорты в Москве, Минеральных Водах и Адлере.
Ростов-на-Дону оказался в списке городов с временно закрытым воздушным пространством не просто так. Этот город находится всего в 80 километрах от украинской границы, и до Мелитополя — чуть больше, порядка 165 км. Такое расположение делает его довольно близким к районам, где действует тяжелая техника.
Интересный факт: аэропорт "Платов", возведённый с нуля за 50 миллиардов рублей, проработал чуть больше четырёх лет, прежде чем был закрыт для пассажиров в феврале 2022 года.
Позже закрытые аэропорты обратились в Росавиацию с запросами на получение субсидий из резервного фонда Правительства РФ. Все закрытые аэропорты получили свои гранты. Представители Росавиации тогда пояснили, что данная государственная поддержка была предоставлена "для частичного покрытия операционных затрат в период действия режима временного ограничения полетов, в первую очередь на оплату труда работников". Такие субсидии предоставлялись закрытым аэропортам ежегодно.
Известно, что за 2022-2023 годы на поддержку закрытого ростовского аэропорта из федерального бюджета было выделено более 1,5 миллиарда рублей.