2022 год стал годом испытаний для всей логистической отрасли России — в том числе, и для южных регионов. В 2023 году ситуация стабилизировалась, цепочки поставок наладились, и теперь мы можем наблюдать за развитием новых направлений логистики. Одну из ключевых ролей в этом играет цифровизация, которая позволяет быстрее оптимизировать логистику юга под новые вызовы. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали", рассказал, какие цифровые решения меняют подход ростовских предприятий к логистике.
Настоящее. Важность логистики в Ростовской области
Ростовская область — один из лидирующих регионов в ЮФО по численности населения, промышленному производству и сельскому хозяйству. Ростов-на-Дону выгодно расположен вблизи магистрали М-4 "Дон" и акватории Азовского моря, что способствует его связям с другими регионами.
По объему валового регионального продукта (ВРП) Ростовская область занимает второе место в ЮФО после Краснодарского края. Наибольший удельный вес в ВРП занимает обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспортная отрасль, торговля, транспорт и связь, строительный комплекс. В целом, у Ростовской области большой промышленный потенциал — не только среди других регионов ЮФО, но и по России в целом. И по производству некоторых видов продукции (сельхоз-техника, подсолнечное масло, морские навигационные системы и др.) область занимает лидирующие позиции в РФ.
Ростов-на-Дону входит в топ-3 регионов России с наименьшим инвестиционным риском. Это повышает его привлекательность для федеральных и иностранных компаний. А для налаживания внутри— и внешнеэкономических связей необходимо развитие логистики.
Автомобильная сеть в регионе развита неравномерно — на периферии ее плотность гораздо ниже, чем в центре. Также не все дороги находятся в удовлетворительном состоянии, особо сильное разрушение дорожного полотна отмечается в зимний период. И хотя работы по его восстановлению ведутся, всего в регионе удалось привести в нормативное состояние только 52% дорог.
Все это создает проблемы для логистической отрасли — из-за плохого состояния дорог автомобили вынуждены двигаться медленнее, повышается их амортизация. И пока власти региона постепенно восстанавливают качество дорожного полотна, компаниям тоже нужно позаботиться об ускорении своей логистики.
Будущее. Цифра приходит в Ростовскую область
Главное в доставке грузов — скорость и четкость работы. Повлиять на дорожное покрытие и автомобильные заторы компании не в силах, поэтому им нужно вкладываться в те инструменты, которые ускоряют процессы на других этапах.
Что можно автоматизировать с помощью IT-инструментов:
- Документооборот. В России уже создана единая государственная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), позволяющая оформлять заявки, накладные, путевые листы и т.д. Но также можно автоматизировать и внутренний документооборот, чтобы быстрее подписывать документы и хранить их в единой базе.
- Управление бизнес-процессами. Для этого в компаниях внедряют ERP-системы — они помогают следить за финансами, оформлять закупки, оплачивать услуги поставщиков и управлять персоналом. Одна из самых популярных таких систем — "1С:ERP Управление предприятием".
- Управление клиентской информацией. Для этого используются CRM-системы. В них собирается информация о каждом клиенте — контакты, реквизиты, история заказов, особенности клиента. Когда клиент обращается в отдел продаж, информация о нем подтягивается из CRM, и менеджер может быстрее выявить потребности клиента и предложить ему наиболее подходящую продукцию.
- Управление складом. WMS-системы позволяют автоматизировать прием, размещение, хранение и отгрузку товаров. Это помогает равномерно распределить нагрузку на сотрудников склада, оптимизировать пространство и предупредить ошибки в комплектации товара.
- Поиск подрядчиков. Специальные сервисы предоставляют единую базу перевозчиков. Можно разместить заявку и сравнить подрядчиков по условиям и стоимости. Также система позволит следить за всеми этапами перемещения груза.
Цифровые инструменты помогают не только ускорить и оптимизировать процессы, но и минимизируют ошибки, совершенные из-за человеческого фактора.
Сложности есть, но их можно решить
Несмотря на очевидную пользу, перевести предприятия на "цифру" не так просто. С какими проблемами сталкиваются предприятия:
- Бюджет. Качественные цифровые сервисы — недешевое удовольствие, особенно если в компании нестандартные процессы, и инструменты придется кастомизировать. Но внедрение обязательно окупится, потому что цифровые сервисы позволят автоматизировать процессы. Лучше начать цифровизацию с более простых решений, которые позволят оценить эффективность от автоматизации без серьезных вложений.
- Ожидания от внедрения. Само внедрение может продлиться несколько месяцев или даже лет. Нужно описать все процессы, переработать цифровое решение под нужды компании, согласовать работу, завести процессы в систему, протестировать решение. В это время необходимо быть на связи с провайдером и выделить сотрудников, которые будут контролировать внедрение на вашей стороне. Это не касается ИТ-инструментов, которые можно внедрить и запустить за несколько дней — например, платформа по автоматизации логистики способна через 3-4 месяцы улучшить эффективность предприятия на 8-10%. И это далеко не предел, как показывает наша практика.
- Обучение сотрудников. Чтобы показать сотрудникам, как пользоваться новой системой, потребуется время и усилия. Также не все работники с радостью примут новые инструменты, и придется решать, как сделать так, чтобы весь персонал использовал внедренную систему. Если заставлять, то некоторые сотрудники точно уйдут. Лучше сфокусироваться на донесении ценностей, мотивации персонала. Объяснить, что технологии внедряются в компании, чтобы помочь человеку с работой, а не заменить его. Чем меньше страхов и понимания будет у сотрудников, тем быстрее нововведения покажут свою эффективность.
Цифровые сервисы оптимизируют все процессы. Если учесть, что многие российские предприятия уже используют автоматизацию, а внедрение цифровых инструментов поддерживается на уровне государства, то станет ясно — автоматизация процессов на предприятиях неизбежна. Вопрос только в том, кто сделает это уже сейчас и сможет повысить эффективность своей экономики, а кому придется в спешке перестраиваться.