Погорельцы из Пролетарского района Дона дождались выплат
15:09
Жители Азова обнаружили масляные разводы в реке Дон
14:32
В Ростове на мусорке рядом с храмом нашли сотни икон
14:00
Выплаты на третьего ребенка профинансировали в Ростовской области
13:34
Донские мотоспасатели пересели на пожарные машины
13:02
В Ростове вынесли приговор жителю Бердянска, готовившему теракт
12:31
Где закрепить поплавок на удочке, чтобы удвоить улов в октябре - два приема
12:20
Уехать из Москвы в Ростов перед Новым годом на поезде можно за 100 тысяч рублей
11:53
Ростовская область вошла в ТОП-5 самых "мусорных" регионов России
11:37
В морге Ростова нашли тело погибшего год назад бойца СВО из Перми
11:06
Гонорар века: сколько Чехов заработал за "Вишнёвый сад" — раскрываем точные цифры
10:30
На Дону во время пожара погиб инвалид
10:29
Глава Ростова поручил разобраться с давкой в одной из школ
09:48
Золотое наследие СССР: то, что для нас хлам, на Западе стоит миллионы
09:40
40 протоколов от МВД из-за нарушений с мигрантами получили два вуза в Ростове
09:07
"Литературный мост между Россией и Вьетнамом открыт! Впереди – много совместной работы" 07:40
"Где народы России и Вьетнама, там дружба": новый "мост" связал Дальний Восток и Хошимин 04:40
"Все вьетнамцы любят Россию. И особенно - русскую литературу" 15 октября, 07:25
34 млрд ₽ намерен вложить инвестор в строительство завода в Азове 12 октября, 15:00
Генконсульство Румынии закроют в Ростове-на-Дону 14 октября 9 октября, 17:06
На должность главы Таганрога назначили Светлану Камбулову 2 октября, 12:11
Столичная стройкомпания восстановит бывшую гостиницу в Ростове 28 сентября, 15:00
На Дону ожидается снижение урожая подсолнечника на 1 млн тонн 28 сентября, 14:00
Действующий мэр Таганрога снялся с конкурса на должность главы города 27 сентября, 15:43
Основатель ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал развивать альтернативные экспортные маршруты 26 сентября, 09:50
За должность главы Таганрога будут сражаться пять кандидатов 25 сентября, 09:31
Управляющий директор "Авито" Влад Федулов: Изменения невозможно остановить 23 сентября, 10:35
"Валдай" совершил тысячный рейс по реке Дон 22 сентября, 13:00
Донской АПК расширяет сотрудничество с Китаем 21 сентября, 14:00
В Батайске построят цех для выращивания мальков осетровых рыб 21 сентября, 10:00

Как построили Петербург ценой тысяч жизней — тёмная сторона создания города

Петр  I NovostiRostov
Петр I
Фото: NovostiRostov

Основание Санкт-Петербурга — это не только история величия и амбициозных планов Петра I, но и тяжелый труд тысяч людей, вынужденных работать в суровых условиях болотистой местности. Легенды и рассказы о том, что город стоит на костях своих строителей, были популярны веками и создавали вокруг Санкт-Петербурга ореол мрачного величия. Но что скрывается за этими мифами? Давайте разберёмся, как действительно строили город и какой была жизнь первых рабочих.

Строительство на болотах — мифы и реальность

Одной из самых известных "чёрных" легенд Петербурга является утверждение, что город буквально построен на костях. Считалось, что множество рабочих — шведские военнопленные, каторжники и крепостные крестьяне — умирали в процессе строительства из-за невыносимых условий и тяжёлого труда. Суровая погода, болота и частые наводнения делали жизнь рабочих невыносимой, а высокая смертность среди них лишь подкрепляла эти мрачные слухи.

Однако археологические раскопки, проведенные в 2014 году, изменили представление об этих событиях. В ходе исследований было обнаружено коллективное захоронение начала XVIII века. Антропологи, изучив останки, пришли к выводу, что рабочие не были из числа военнопленных шведов или каторжников, как это часто утверждалось. В основном, это были крепостные крестьяне, которых отправляли на строительство в рамках трёхмесячных смен.

Кто строил Петербург?

По данным исследований, среди строителей было много мужчин младше 20 лет и старше 40 лет, тогда как людей трудоспособного возраста (20-40 лет) почти не встречалось. Это связано с тем, что крестьяне, несмотря на царские указы, старались уклониться от отправки на строительные работы, посылая вместо себя либо очень молодых, либо пожилых. Такой подход позволял сохранить более трудоспособных работников для сельскохозяйственных работ на месте.

Строители Петербурга трудились в сложных условиях, выполняя тяжёлую физическую работу. Антропологические исследования показали, что у них был особенно развит плечевой пояс, что свидетельствует о регулярной рубке дерева топорами. В условиях болотистой местности именно такие работы требовались для возведения города.

Смертность и условия жизни рабочих

Смертность среди строителей составляла около 7–8%, что было обычным показателем для XVIII века. Хотя условия работы и были тяжёлыми, массовых захоронений на месте строительства Петербурга обнаружено не было. Советские археологи, проводившие раскопки в 1950-е годы, нашли лишь ямы с костями животных и остатками пищи, что указывает на регулярное и достаточное питание рабочих. Строителей обеспечивали едой, и это помогало поддерживать их силы в суровых условиях.

Использование пленных шведов — правда и вымысел

Согласно распространённому мнению, шведские военнопленные были широко задействованы в строительстве Петербурга, но на деле это утверждение не совсем верно. Хотя труд военнопленных действительно использовался, он в основном применялся при возведении Петергофа, а не самого Санкт-Петербурга. Таким образом, миф о том, что город построен за счет принудительного труда шведов, оказался преувеличением.

Легенда о проклятии города

Одним из наиболее распространённых мифов является проклятие, якобы наложенное на Санкт-Петербург первой женой Петра I, Евдокией Лопухиной. Существует предание, что после насильственного пострижения в монахини она прокричала: "Петербургу быть пусту!", накладывая проклятие на город. Однако историки отмечают, что Евдокия была отправлена в монастырь в 1698 году — ещё до начала Северной войны и задолго до решения о строительстве города. Следовательно, подобное предсказание не могло прозвучать от неё, и легенда, скорее всего, является плодом народного воображения.

Строительство Санкт-Петербурга — это сложный и многогранный процесс, который требовал огромных усилий и затрат. Хотя легенды о "городе на костях" имеют свои корни в реальных трудностях, с которыми сталкивались первые строители, их значение зачастую преувеличивалось. Благодаря новым археологическим данным стало ясно, что рабочие не были оставлены без внимания, и, несмотря на тяжёлые условия, им обеспечивалось питание и определённые меры безопасности.

Санкт-Петербург, символ мощи и амбиций Петра Великого, сохранил в себе тёмные и противоречивые страницы своей истории. Но за мрачными легендами скрывается не только боль и страдания, но и дух упорства, благодаря которому этот великий город смог стать культурной столицей России.

По материалам Аргументы и факту (18+).

232625
60
166