KrasnodarMedia, 15 ноября. Национальный костюм российского казачества — это роскошные ткани, яркие цвета, необычный крой и дорогие украшения. Традиционный наряд всегда был для казаков больше чем просто одежда. Он стал их визуальным языком, с помощью которого можно рассказать о своей идентичности, мировоззрении, культуре, истории и ценностях. Своей экспертизой по "казачьему коду" в рамках фестиваля "Александровская крепость" (6+), и о том, как костюм становится ключом к пониманию казачьей культуры, историк, этнограф и специалист по народным костюмам Андрей Боровский поделился с ИА KrasnodarMedia.
Андрей Боровский. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
История российского казачества, изменения его социально-политического и этнокультурного статуса, военные походы и переселенческие движения нашли отражение в национальном костюме казаков. Они брали лучшее из разных культур — русской, татарской, турецкой, черкесской, переосмысляли это и делали своим.
— Донские казаки могли надеть как бешметы тюркского покроя с центральной застежкой, так и русские вышитые косоворотки, при этом сохраняя архаичный обычай застегивать их справа налево — на женскую сторону. Казачий костюм всегда был сложным. В нем, как в старинной английской поговорке, есть "что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое, — говорит историк, этнограф и специалист по народным костюмам Андрей Боровский.
Казачий национальный костюм эклектичен. В гардеробе казаков могли быть древнерусские рогатые кички, шелковые турецкие кушаки и шаровары, черкесские и калмыцкие платья, куньи шапки с бархатным верхом и оружие, украшенное с азиатской роскошью.
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
— Казачий костюм — это переплетение традиций разных времен и регионов. Интересно, что рогатая кичка, древний славянский предмет одежды замужней женщины, сохранилась до наших дней как свадебный головной убор у донских и терских казачек, а также у казаков-некрасовцев, которые живут на территории Турции, — рассказал Боровский.
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
Российское казачество — это исторически сложившаяся социокультурная общность. При этом многие казаки считают себя отдельным народом, и это находит отражение в их национальном костюме.
— В ходе Всероссийской переписи населения 2002 года более 140 тыс. человек написали “казак” в графе “национальность”, несмотря на то что цифрового обозначения (кода) казаков в переписных листах не было. Сегодня для большого количества людей важно быть казаками. Поэтому главное в казачьем костюме — это не его разнообразие, крой или проймы, а человек, который его носит. Это человек, который считает себя казаком, — полагает Боровский.
Историк исследует одежду казаков, используя подход "вестиментарной идентичности", согласно которому национальный костюм — это система знаков, отражающая внутренний мир человека, язык, на котором он рассказывает о себе.
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
У национальных казачьих костюмов на разных территориях и даже в разных общинах есть одна общая черта — они являются элементом культуры престижа, то есть служат для демонстрации статуса и социального положения владельца.
— Общая черта казачьего костюма — это то, что антропологи называют культурой престижа. Поэтому национальный костюм казака — это всегда дорого. Можем себе позволить и позволим — привезем женам лучшие ткани со всего мира, шелка, бархаты, французское кружево и европейские кринолины. Казачьи жена и дочь всегда будут наряжены, а казачья лошадь — самая красивая. Казаки никогда не жалели денег на украшения для своих женщин и на сбрую для коня. Таким образом, они показывают, что для них ценно, — считает Боровский.
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
Казаки используют одежду как язык, с помощью которого можно не только заявить о своем статусе, но и транслировать свою идентичность, взгляды, мировоззрение.
— Казачьи костюмы — это неисчерпаемый источник для понимания сущности казачества как цивилизации, один из главных кодов казачьей культуры. Казакам всегда было важно подчеркивать свою самобытность и инаковость от других народов и сословий. И именно костюм становится отражением этики, философии и принципов вольности этого этноса, — полагает Боровский.
С казачьим костюмом связано много стереотипов. Большинство россиян до сих пор считают, что казаки и казачки носили кофты казачок, полусапожки казаки, казакины — короткие кафтаны на крючках и парочку — пышную юбку и приталенную кофту с оборками и басками.
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
— Самые мощные визуальные стереотипы нам подарили два, безусловно, великих, но лживых с точки зрения истории этнографии фильма. Это классические советские картины "Тихий дон" (16+0 и "Кубанские казаки" (12+). Из них мы знаем, что казачки носили безликие, не имеющие этнографической основы парочки, а воинская форма казаков отличалась только цветом лампас, — отметил Боровский.
На самом деле даже в действующей армии казаки умудрялись сохранять казачий форс и транслировать через одежду свою индивидуальность, несмотря на попытки государства регламентировать их воинскую форму.
Казачий костюм стал визуальным языком идентичности и ценностей. Фото: Пресс-служба Фонда "Вольное Дело"
Также принято считать, что казачки никогда не носили шаровар. При этом один из видов их традиционной одежды в ХVIII веке — это распашное платье, которое называется кубелек, шелковая рубаха и шаровары.
Современные дизайнеры нередко обращаются к яркому и самобытному казачьему костюму, создают по его мотивам целые коллекции. Однако, увлеченные формой, художники часто забывают о содержании и семантике национального костюма, о том, что ключевое условие успешной стилизации — это фокус на смыслах, а не на декоративных элементах. И это то, чему нам стоит научиться у казаков, — уметь говорить на языке одежды.