Дети как соавторы: новая философия воспитания директора ростовского лицея

Валентина Потатуева победила в региональном этапе всероссийской детской премии
Не по учебнику: директор из Ростова получила премию за живую систему воспитания
Фото: Из архива Валентины Потатуевой

8 июля. Директор лицея № 11 Ростова-на-Дону Валентина Потатуева стала победителем регионального этапа всероссийской детской премии "Новая философия воспитания" (12+) в номинации "Лидеры воспитательных образований". За этой победой — не просто авторитет и опыт руководителя, а целая система ценностей, где воспитание воспринимается, как совместный путь педагогов, учеников и родителей. Руководитель учреждения рассказала ИА NovostiRostov о том, как современная школа может стать пространством новых смыслов и ответственности.

Кандидатуру директора лицея на премию выдвинула её коллега, советник по воспитанию Ксения Бирюлина. Она отметила вдохновляющий подход руководителя учреждения к организации воспитательной среды. Под её руководством в школе проходит множество значимых и продуманных мероприятий, в которых педагоги и ученики активно взаимодействуют.

Одним из ярких примеров стал масштабный проект, приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне — мультиформатное памятное событие (12+), центральным элементом которого стала капсула времени с посланиями от школьников и учителей. Этот проект — символ преемственности поколений и важная часть общей воспитательной концепции.

За что же присуждена победа в столь значимой номинации? Как раз за подход, который демонстрирует новую философию воспитания — не директивную, не формальную, а сотканную из доверия, собственной активности детей и внимательного отношения к каждому личности. Сама Валентина Потатуева объясняет основу этого подхода тремя важнейшими принципами.

Во-первых, обучение должно быть деятельностным.

— Дети лучше всего учатся, когда делают что-то своими руками и головой. Когда ты участвуешь в проекте, как это было с капсулой времени, ты присваиваешь этот опыт, и он остается с тобой навсегда, — делится Валентина Потатуева. 

Во-вторых, важно формировать связь с культурой, историей и людьми своего края. Дети должны чувствовать, что они — не абстрактные школьники, он сами — история, частью которой являются их семьи, улицы, школы, город.

И в-третьих, персональный подход.

— Каждый ребёнок — это отдельный мир. Он растёт не в рамках, а рядом с нами. Невозможно развивать всех по одному шаблону. Кому-то нужны проекты, кому-то наставники, кому-то вызов. Важно услышать каждого и помочь раскрыться, — убеждена Потатуева.

Новый взгляд на воспитание проявляется и в планах по развитию лицея. Одной из главных инициатив ближайшего времени является создание "живого" цифрового архива школы. Ребята будут брать интервью у выпускников, снимать видео (12+), делать подкасты (12+) и тем самым рассказывать о прошлом — языком будущего.

Второе важное направление — развитие системы наставничества. Старшеклассники смогут брать под опеку младших, помогать им в проектной деятельности, организовывать досуг, поддерживать. Это создаёт уникальную среду взаимного роста и отвечает на одну из главных задач — научить быть рядом с другим и брать на себя ответственность.

Обязательной частью работы становится и развитие "мягких" навыков — умения общаться, договариваться, находить решение в команде и видеть в партнёре — человека. Именно эти качества, подчеркивает директор, в будущем станут определяющими.

Говоря о своей роли в воспитательном пространстве лицея, руководитель отмечает, что управление — это не администраторство, стоящее “над” процессом. Грамотный управленец задаёт вектор и сам в этом движении живёт. Это мотор команды.

— Если ты горишь идеей — за тобой пойдут. Если ты умеешь поддерживать и раскрывать других — школа становится пространством роста, — говорит Валентина.

Она также подчеркивает важность атмосферы в образовательной среде. В лицее должно быть место инициативе и воодушевлению. Только тогда идеи оживают, превращаются в поступки и устойчивые ценности. Ведь школа — это не просто здание, это место, где формируются характер.

Валентина Потатуева также отметила, что все достижения лицея — это результат командной работы. И именно она становится сквозным принципом её философии. Родители, дети, учителя — все равные участники общей культуры.

Смотрите полную версию на сайте >>>