21 ноября. 2022 год стал годом испытаний для всей логистической отрасли России — в том числе, и для южных регионов. В 2023 году ситуация стабилизировалась, цепочки поставок наладились, и теперь мы можем наблюдать за развитием новых направлений логистики. Одну из ключевых ролей в этом играет цифровизация, которая позволяет быстрее оптимизировать логистику юга под новые вызовы. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали", рассказал, какие цифровые решения меняют подход ростовских предприятий к логистике.
Ростовская область — один из лидирующих регионов в ЮФО по численности населения, промышленному производству и сельскому хозяйству. Ростов-на-Дону выгодно расположен вблизи магистрали М-4 "Дон" и акватории Азовского моря, что способствует его связям с другими регионами.
По объему валового регионального продукта (ВРП) Ростовская область занимает второе место в ЮФО после Краснодарского края. Наибольший удельный вес в ВРП занимает обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспортная отрасль, торговля, транспорт и связь, строительный комплекс. В целом, у Ростовской области большой промышленный потенциал — не только среди других регионов ЮФО, но и по России в целом. И по производству некоторых видов продукции (сельхоз-техника, подсолнечное масло, морские навигационные системы и др.) область занимает лидирующие позиции в РФ.
Ростов-на-Дону входит в топ-3 регионов России с наименьшим инвестиционным риском. Это повышает его привлекательность для федеральных и иностранных компаний. А для налаживания внутри— и внешнеэкономических связей необходимо развитие логистики.
Автомобильная сеть в регионе развита неравномерно — на периферии ее плотность гораздо ниже, чем в центре. Также не все дороги находятся в удовлетворительном состоянии, особо сильное разрушение дорожного полотна отмечается в зимний период. И хотя работы по его восстановлению ведутся, всего в регионе удалось привести в нормативное состояние только 52% дорог.
Все это создает проблемы для логистической отрасли — из-за плохого состояния дорог автомобили вынуждены двигаться медленнее, повышается их амортизация. И пока власти региона постепенно восстанавливают качество дорожного полотна, компаниям тоже нужно позаботиться об ускорении своей логистики.
Главное в доставке грузов — скорость и четкость работы. Повлиять на дорожное покрытие и автомобильные заторы компании не в силах, поэтому им нужно вкладываться в те инструменты, которые ускоряют процессы на других этапах.
Что можно автоматизировать с помощью IT-инструментов:
Цифровые инструменты помогают не только ускорить и оптимизировать процессы, но и минимизируют ошибки, совершенные из-за человеческого фактора.
Несмотря на очевидную пользу, перевести предприятия на "цифру" не так просто. С какими проблемами сталкиваются предприятия:
Цифровые сервисы оптимизируют все процессы. Если учесть, что многие российские предприятия уже используют автоматизацию, а внедрение цифровых инструментов поддерживается на уровне государства, то станет ясно — автоматизация процессов на предприятиях неизбежна. Вопрос только в том, кто сделает это уже сейчас и сможет повысить эффективность своей экономики, а кому придется в спешке перестраиваться.