Засада у экспортных ворот Кубани – дисбаланс мощностей портов и ж/д путей 

Решением задачи по увеличению пропускной способности железной дроги занялись на правительственном уровне
"Засада" у экспортных ворот Кубани – дисбаланс мощностей портов и ж/д путей 
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

2 апреля. Порты Кубани в Азово-Черноморском бассейне называют экспортными воротами страны. Через них сейчас отправляется значимая доля грузопотоков по всему миру. По объемам перевалки порты ставят рекорды, но могли бы отправлять на экспорт и больше — мощностей хватает, сдерживающим фактором является невысокая пропускная способность железной дороги — подъездные пути не могут обеспечить доставку нужного объема грузов. Решением проблемы "пробок" из грузовых и пассажирских составов на Юге Росси занялись на самом высоком уровне. О том, как возможности морских портов региона и железнодорожных путей планируется скоординировать и помочь экспортным воротам страны работать на полную мощность — рассказывает ИА KrasnodarMedia.

Порты Кубани ставят рекорды

На территории Кубани действуют девять морских портов. Из них три — в Сочи, Анапе и Геленджике ориентированы на пассажирские перевозки, а вот порты в Новороссийске, Туапсе, Ейске, Темрюке, Тамани и порт "Кавказ" обеспечивают перевалку наливных и сухих грузов, в том числе на экспорт. Из морских гаваней по всему миру отправляются сухогрузы, контейнеровозы, танкеры с зерном, удобрениями, маслом, лесоматериалами, продовольствием, нефтепродуктами.

С началом спецоперации нагрузка на южные порты увеличилась. Торговля с Европой из-за введения санкций заглохла, тогда как со странами Азии и Африки — напротив, наращивает объемы. 

По данным Росморречфлота, грузооборот портов Краснодарского края в Азово-Черноморском бассейне растет в два раза быстрее, чем в целом по России. За 2023 год грузооборот морских гаваней региона вырос на 10,4% до 291,4 млн тонн. При этом объём перевалки сухих грузов прибавил 16,1% и составил 140,8 млн тонн, перевалка наливных грузов выросла на 5,6% до 150,6 млн тонн.

Грузовые терминалы морских портов развиваются и расширяют производственные мощности в ответ на растущий спрос на перевалку грузов. В портах вводятся новые объекты, строятся новые причалы, расширяется перечень грузов, доступных к отгрузке.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Кубани рассказали, что до 2030 года в крае планируется осуществить проект "Торгово-транспортно-логистический кластер "Южный экспортно-импортный хаб". В течение пяти лет в портах региона предполагается реализация крупных инвестиционных проектов на 545 млрд рублей. 

Так в порту Тамань стартует строительство перевалочного комплекса аммиака и удобрений мощностью 5 млн тонн в год, что позволит наладить новые маршруты поставок удобрений на внешние и внутренние рынки. В эксплуатацию новый комплекс планируется запустить уже в 2025 году.

В порту в Новороссийске появится универсальный перегрузочный комплекс мощностью 12 млн тонн грузов в год для перевалки зерна. В портах Темрюк и Кавказ построят и реконструируют терминалы, что увеличит их мощность до 10 млн тонн грузов в год.


"Засада" у экспортных ворот Кубани — дисбаланс мощностей портов и ж/д путей . Фото: С бесплатного фотохостинга: https://pixabay.com (18+)

В порту Тамань всего за 20 лет построено несколько крупных терминалов — по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн тонн в год, перевалке зерновых, зернобобовых и масличных культур в объёме до 5,5 млн тонн в год, наливной терминал мощностью до 20 млн тонн нефтепродуктов в год, а также терминал навалочных грузов, способный за год перевалить до 70 млн тонн угля, серы и минеральных удобрений. В составе навалочного терминала действует линия погрузки угля, которая считается самой мощной в России. Ее пропускная способность — 8 тысяч тонн в час.

Однако линия погрузки угля, да и другие терминалы не только в порту Тамани, но и в других портах региона загружены не полностью. Одна из причин — сложности с доставкой экспортных грузов к портам по железной дороге. 


жд пути, железная дорога, состав, контейнер, цистерна, уголь. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Сдерживающий фактор

Подвозной мощности железных дорог не хватает. Составы с грузами на экспорт встают в "пробки". Проблема логистических "горлышек" ж/д путей есть не только на юге страны, но и на востоке. Портовые мощности увеличиваются, а вот темпы роста железнодорожной инфраструктуры отстают. 

Модернизация БАМа и Транссиба и расшивка узких мест на Восточном полигоне уже идёт, но займет еще несколько лет. Требуется срочно развивать железнодорожную структуру на юге, в том числе в Краснодарском крае, чтобы экспортировать грузы в Индию, Турцию, Африку, страны Ближнего Востока.

Срочность объясняется востребованностью российских ресурсов на мировом рынке. К примеру, в настоящее время в мире фиксируется пик потребления угля. Через несколько лет уголь может потерять востребованность, а Россия — доходы от экспорта ископаемого топлива. 


жд пути, железная дорога, состав, контейнер, цистерна, уголь. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

По данным Минэнерго РФ, в 2023 году на экспорт страна продала около 210 млн тонн угля. Это ниже, чем в 2022 году на 10 млн тонн, хотя возможно было реализовать на 100 млн тонн больше. Уголь готовы отгружать в требуемых иностранными покупателями объемах порты Кубани, но "горлышки" на железной дороге "стопорят" возможности. Кроме того, негативное влияние оказывает и разбалансировка железнодорожных перевозок — грузопоток контейнеров, зерна и нефтепродуктов увеличивается быстрее, чем экспорт угля.

— Монополия обещала провоз в адрес терминалов ОТЭКО в порту Тамань более 90 млн тонн грузов в год, компания заложила мощность порта в пределах 60 млн тонн в год, а по факту железная дорога везет в три раза меньше (по итогу 2023 года), — говорит он.— С большой долей вероятности можно утверждать, что именно хронический недовоз и спровоцировал текущий кризис, — рассказал источник на рынке грузоперевозок "Коммерсанту" (18+).

На то, что мощности портов в Азово-Черноморском бассейне в четыре раза превосходят провозные возможности железной дороги, обратил внимание и Президент России Владимир Путин. 

 — На южном направлении, есть узкие места, к сожалению. Прежде всего говорю о железной дороге. Эти узкие места сейчас тоже должны быть в поле нашего зрения. Железная дорога выполняет основную нагрузку по перевозке грузов, железная дорога работает с повышенной нагрузкой. В том числе растёт спрос бизнеса на перевозки в южные порты. Мы с вами хорошо знаем, сколько возможностей перевалки в портах только черноморского бассейна и возможностей железной дороги по транспортировке грузов в эти порты. Они, по-моему, раза в четыре отличаются друг от друга, около четырёх раз. То есть железная дорога может в четыре раза меньше грузов перевозить, чем могут порты перевалить, — сказал Путин на совещании по вопросам развития Юга России и Приазовья.

Перспективы решения проблемы узкого "горлышка"

РЖД прилагает усилия для развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. В течение последних нескольких лет реализован ряд проектов для увеличения грузопотока.

Компанией произведена комплексная реконструкция участка им. М.Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла.

— В апреле 2023 года в Краснодарском крае была завершена модернизация станции Тихорецкая — крупнейшего узла на пути к портам Азово-Черноморского бассейна и транспортному коридору "Север — Юг". Реконструкция объекта, расположенного на пересечении линий Волгоград — Краснодар и Ростов-на-Дону — Минеральные Воды, началась в 2016 году и была разделена на три этапа. В результате обновленный транспортный узел позволит значительно увеличить интенсивность доставки грузов в морские порты Тамани и Новороссийска. Исчезло еще одно так называемое "узкое горлышко", которое мешало наращивать поток грузов. Появилась современная станция с высокой пропускной способностью, — рассказали в пресс-службе СКЖД.

Обновление станции Тихорецкая увеличило объем перевозимых грузов на 8 млн тонн в год. Вместе с другими мероприятиями по развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна пропускные возможности по направлению из Поволжья на Юг выросли в 2,5 раза, до 101 пары грузовых поездов в сутки.

Однако предпринятые меры для наращивания объемов железнодорожных перевозок в южном направлении пока недостаточны. 

Решением проблемы "пробок" на железной дороге занялись уже в Правительстве РФ. 

Предложения по расширению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Чёрного морей обсуждались 6 марта на совещании под председательством Владимира Путина.


Владимир Путин на совещании по вопросам развития юга России и Приазовья. Фото: С сайта: kremlin.ru (18+)

Президент подчеркнул, что узкие места на железной дороге на южном направлении требуется оперативного расширения, так как возможности железной дороги по транспортировке грузов "не догоняют" возможности портов Азовского и Черного морей по их перевалке.

Глава государства поставил задачу разделить на юге грузовое и пассажирское сообщение, так как объемы перевозок грузов для внешней и внутренней торговли и туристические потоки непрерывно растут.

На Кубань поездами и сейчас добираются миллионы туристов. Вскоре их количество существенно возрастет. В регионе по проекту "Пять морей" построят круглогодичный курортный комплекс "Новая Анапа". Отделение грузового ж/д сообщения позволит активнее использовать портовые мощности Азовского и Черного морей.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников во время совещания уточнил, что портовые мощности Азово-Черноморского бассейна на сегодняшний момент загружены на две трети. Потенциал для объемов перевалки имеется.

— К 2030 году прогнозируется рост до 360 миллионов тонн прежде всего за счёт развития портов Новороссийск и Тамань. При этом инвесторы заявляют о планах ещё дополнительно увеличить мощности на 40 миллионов тонн к 2030 году, — заявил Решетников.


Министр экономического развития Максим Решетников в ходе совещания по вопросам развития юга России и Приазовья. Фото: С сайта: kremlin.ru (18+)

Глава Министерства экономического развития подчеркнул, что подводящая железнодорожная инфраструктура обеспечивает только около трети грузооборота портов, и уже загружена полностью. Сейчас в рамках рассмотрения проекта инвестпрограммы РЖД предлагает нарастить её мощность к 2030 году до 152 миллионов тонн. Но портовые мощности уже способны перевалить 490 млн тонн грузов.

Оптимизировать транспортную инфраструктуру позволит реализация нового национального проекта "Транспорт", разработкой которого сейчас занимается правительство России.

Проект позволит оптимизировать транспортную инфраструктуру так, чтобы грузы и пассажиры распределялись оптимальными способами.

Но пока проект только в разработке. Сверстать его обещают к лету 2024 года. Транспортная стратегия будет рассчитываться до 2030 года. 

В этом году грузы на экспорт пока, вероятно, продолжат стоять в "пробках" на железной дороге, а порты — не смогут в полной мере использовать свои мощности. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость